Конституционный суд Украины

ул. Жилянская, 14, г. Киев, 01033

Телефон справочной службы (044) 238 — 13- 65

Председатель Головин Анатолий Сергеевич

 

Порядок и условия обращения граждан и юридических лиц в Конституционный Суд Украины

Каждый должен знать, по каким вопросам он может обращаться в Конституционный Суд Украины и какие требования к таким обращениям установлен Законом Украины «О Конституционном Суде Украины» от 16 октября 1996 года (далее — Закон).

I. Согласно закону граждане, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица могут обращаться в Конституционный Суд, по вопросам официального толкования Конституции и законов Украины.

II. Формой обращения указанных лиц в Конституционный Суд Украины являются конституционное обращение.

III. Конституционное обращение должно соответствовать требованиям, установленным Законом о форме, содержанию и оснований для такого обращения. Несоблюдение заявителем хотя бы одного из этих требований является основанием для отказа в принятии к рассмотрению конституционного

обращения.

IV. По статье 42 Закона конституционное обращение — это письменное ходатайство в Конституционный Суд Украины о необходимости официального толкования Конституции и законов Украины с целью обеспечения реализации или защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав юридического лица.

Конституционное обращение направляется в Конституционный Суд Украины как почтовая корреспонденция или подается непосредственно в Секретариат Суда.

В конституционном обращении обязательно указываются:

1) фамилия, имя, отчество гражданина Украины, иностранца или лица без гражданства, адрес, по которому лицо проживает, или полное название и местонахождение юридического лица;

2) сведения о представителе лица по закону или уполномоченного по доверенности;

3) статьи (отдельные положения) Конституции и / или законов Украины, толкование которых должен дать Конституционный Суд Украины;

4) обоснование необходимости в официальном толковании положений Конституции и / или законов Украины;

5) данные о других документов и материалов, на которые ссылаются субъекты права на конституционное обращение (копии этих документов и материалов прилагаются);

6) перечень документов и материалов, которые прилагаются.

До конституционного обращения должно быть добавлено

- Тексты статей (отдельных положений) Конституции и / или закона Украины, официальное толкование которых необходимо дать, с указанием источников их опубликования;

- Доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя по закону или уполномоченного по доверенности;

- Надлежащим образом оформленные копии решений судов и других органов государственной власти, которые подтверждают факты неоднозначного применения положений Конституции и / или законов Украины, которые требуют официального толкования;

- Другие материалы и документы, на которые ссылаются авторы, обосновывая необходимость в официальном толковании положений Конституции и / или законов Украины. Правильность копий документов должно быть надлежащим образом заверенная (печатью (штампом) и подписью соответствующего должностного лица юридического лица по месту работы или жительства).

Конституционное обращение, документы и другие материалы к нему подаются в трех экземплярах.

Конституционные обращения направляются в Конституционный Суд без уплаты государственной пошлины (статья 60 Закона).

Направляя обращение в Конституционный Суд Украины, авторы должны учесть два важных момента. Во-первых, по закону одним из основных требований к содержанию конституционного обращения является наличие обоснования необходимости в официальном

толковании положений Конституции и / или законов Украины (статья 42). Во-вторых, основанием для конституционного обращения относительно официального толкования Конституции и / или законов Украины является наличие неоднозначного применения положений Конституции и / или законов Украины судами Украины, другими органами государственной власти, если субъект права на конституционное обращение считает, что это может привести или привело к нарушению его конституционных прав и свобод (статья 94).

Неоднозначность применения положений Конституции и / или законов Украины судами, другими органами государственной власти заключается в том, что за юридически одинаковых обстоятельствах в делах одной и той же категории положения Конституции и / или законов Украины в общей юридической практике применяются по-разному. Не является основанием для конституционного обращения неоднозначную трактовку (разъяснения) правовых норм органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями в письмах, комментариях и т.д..

Конституционные обращения, которые не соответствуют указанным требованиям Закона, не подлежат рассмотрению Конституционным Судом Украины, что субъекту права на конституционное обращение предоставляется письменный ответ.

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

для граждан, иностранцев, лиц без гражданства и юридических лиц по подготовке конституционных обращений

Материалы подготовлены в соответствии с Законом Украины «О Конституционном Суде Украины», Регламента Конституционного Суда Украины с учетом практики Конституционного Суда Украины.

1.Компетенция Конституционного Суда Украины

Согласно статье 150 Конституции Украины и статьи 13 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» (далее — Закон), Конституционный Суд Украины по конституционным обращениям граждан Украины, иностранцев, лиц без гражданства и юридических лиц принимает решение относительно официального толкования Конституции Украины и законов Украины . Официальное толкование любых других нормативно-правовых актов органов государственной власти не относится к полномочиям Конституционного Суда Украины.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Украины его юрисдикция распространяется только на действующие нормативно-правовые акты (Решение Конституционного Суда Украины от 14 ноября 2001 года № 15-рп/2001). Нормативные акты, которые на момент внесения ходатайства в Конституционный Суд Украины утратившими силу толкованию не подлежат.

2. Субъекты права на конституционное обращение. Основание для конституционного обращения

Согласно статье 43 Закона граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица являются субъектами права на конституционное обращение относительно официального толкования Конституции и Законов Украины.

Конституционное обращение — это письменное ходатайство в Конституционный Суд Украины о необходимости официального толкования Конституции Украины и законов Украины с целью обеспечения реализации или защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав юридического лица (часть первая статьи 42 Закона).

Единственным основанием для конституционного обращения относительно официального толкования Конституции и законов Украины является наличие неоднозначного применения положений Конституции или законов Украины судами Украины (общей юрисдикции), другими органами государственной власти, если субъект права на конституционное обращение считает, что это может привести или привело к нарушение его конституционных прав и свобод (статья 94 Закона). Согласно изложенной в Постановлении от 12 мая 2010 года № 31-у/2010 правовой позиции Конституционного Суда Украины «под неоднозначным применением положений Конституции Украины или законов Украины следует понимать разное применение одних и тех же норм этих правовых актов судами Украины, другими органами государственной власти при одинаковых юридически значимых обстоятельств «.

При подготовке конституционного обращения наиболее существенным является доведение неоднозначности применения положений Конституции или законов Украины судами Украины, другими органами государственной власти. Субъектом права на конституционное обращение должен предоставить достоверные документы, которые указывают на разное понимание и применение положения закона при одинаковых обстоятельствах. В одинаковых обстоятельствах можно отнести, например, случаи, когда суды общей юрисдикции рассматривали дела одной категории с одинаковым или подобным предметом иска, или другие органы государственной власти принимали решение по одному кругу вопросов по обращениям определенных субъектов.

В подтверждение фактов неоднозначного применения судами общей юрисдикции положений Конституции и законов Украины можно предоставлять копии решений, как изготовленных аппаратом суда, так и взятых из Единого государственного реестра судебных решений. Частью первой статьи 9 Закона Украины «О доступе к судебным решениям» предусмотрено право лица, которое не принимает (не принимало) участия в деле, если судебное решение непосредственно касается его прав, свобод, интересов или обязанностей, обратиться к аппарату соответствующего суда с письменным заявлением об изготовлении копии судебного решения аппаратом суда. Согласно части пятой статьи 9 упомянутого Закона копия судебного решения, изготовленная аппаратом суда, удостоверяется ответственным должностным лицом аппарата суда и печатью суда с указанием даты.

Следует отметить, что копии судебных решений, распечатанные с интернет-сайта Единого государственного реестра судебных решений, не содержат информации о вступлении судебного решения в законную силу, о пересмотре их в кассационном порядке и о результатах такого пересмотра. Учитывая это такие копии не является безусловным доказательством наличия неоднозначного применения правовых норм. Поэтому целесообразно использовать решения судов кассационной инстанции, оказывая Конституционному Суду Украины их копии с указанием реквизитов документа в Едином государственном реестре судебных решений.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Украины отменены судами высшей инстанции решения не могут учитываться при решении вопроса о неоднозначности применения судами норм законодательства (Постановление от 27 декабря 2001 года № 40-у/2001).

Сам факт отмены уполномоченными органами или должностными лицами актов других органов или должностных лиц не является аргументом неоднозначного понимания, а значит и применения тех или иных положений законов (Постановление от 25 ноября 2009 года № 59-у/2009).

При обосновании наличия неоднозначности также необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда Украины, изложенной в Постановлении от 13 октября 2005 года № 36-у/2005: «решения судов общей юрисдикции различных инстанций по конкретному делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не признаются факту неоднозначного применения нормы закона «.

Типичной ошибкой, которую допускают субъекты права на конституционное обращение, является просьба «растолковать» (разъяснить) не суть нормы, а порядок практического ее применения, то есть показать как, когда, каким образом должен действовать тот или иной субъект права в конкретных правовых ситуациях в соответствии с требованиями правовой нормы. Это считается консультацией по правоприменения. Здесь следует исходить из того, что «официальное толкование и применение правовых норм являются различными видами юридической деятельности. Официальным толкованием считается деятельность компетентного органа государственной власти по выяснению и разъяснения воли законодателя, материализованной в норме права (осознание и разъяснения смысла норм права в целях наиболее правильной их реализации). Правоприменительная деятельность заключается в индивидуализации правовых норм относительно конкретных субъектов и конкретных случаев, то есть в установлении фактических обстоятельств дела и подборе правовых норм, которые соответствуют этим обстоятельствам. Поиск и анализ таких норм с целью их применения в конкретном случае является составной правоприменения. Предоставление консультаций или разъяснений по этому поводу не относится к полномочиям Конституционного Суда Украины «(Постановление от 31 марта 2010 года № 15-у/2010).

Отдельно следует отметить, что субъекты права на конституционное обращение не наделены правом возбуждать перед Конституционным Судом Украины вопрос относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) актов, указанных в части первой статьи 150 Конституции Украины (Постановление от 7 апреля 2009 года № 18-у / 2009). Также безосновательными в конституционных обращениях есть и требования проверить на соответствие Конституции Украины ведомственные правовые акты (приказы, инструкции и т.д.), а также правовые акты индивидуального значения (в частности, решения судов общей юрисдикции). Проверка таких актов на соответствие Конституции Украины к полномочиям Конституционного Суда Украины не относится.

Подавая в Конституционный Суд Украины конституционные обращения, граждане должны осознавать, что эти ходатайства обрабатываются в Конституционном Суде Украины согласно Закону Украины «О Конституционном Суде Украины», а не в соответствии с Законом Украины «Об обращении граждан». Необходимо четко понимать разницу между конституционным обращениям (его предметом являются положения Конституции или законов Украины, которые требуют официального толкования) и обычными обращениями — заявлением, запросом, жалобой, предметом которых могут быть другие вопросы деятельности Конституционного Суда Украины. Граждане на основаниях и в порядке, определенных Законом Украины «Об обращениях граждан», могут обратиться в Конституционный Суд Украины с обычной заявлением, жалобой, запросу, которые будут рассмотрены в порядке, определенном настоящим законом. Однако, если эти обращения иметь название «конституционное обращение», гражданину направляется уведомление Секретариата Конституционного Суда Украины о несоответствии требованиям Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» такого обращения.

3. Содержание конституционного обращения

В конституционном обращении указываются:

1) фамилия, имя, отчество гражданина Украины, иностранца, лица без гражданства, адрес, по которому лицо проживает, или полное название и местонахождение юридического лица;

2) сведения о представителе лица по закону или уполномоченного по доверенности.

Обращаем внимание, что доверенность, выдаваемая уполномоченному по доверенности, должна быть составлена ​​таким образом, чтобы она свидетельствовала его право представлять интересы субъекта права на конституционное обращение именно или в том числе в Конституционном Суде Украины.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Украины «юридическое лицо должно действовать через свои уставные органы, деятельность которых рассматривается как действия самого юридического лица. Поэтому конституционное обращение от юридического лица подается в Конституционный Суд Украины через представителя органа управления (или руководителя), которого определен в соответствии с законом уставом, положением или иным учредительным документом.

Субъект права на конституционное обращение в соответствии с пунктом 2 части второй статьи 42 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» именно в конституционном обращении определяет своего представителя, который будет представлять его интересы в конституционном производстве.

Таким образом, Закон Украины «О Конституционном Суде Украины» не предусматривает передачу права на обращение в Конституционный Суд Украины надлежащим субъектом права на конституционное обращение другому лицу «(Постановление от 13 февраля 2003 года № 11-у/2003).

Учитывая вышеизложенное, обращения от юридических лиц, подписанные руководителями, должны содержать сведения, руководитель уполномочен единолично обращаться от имени юридического лица (например, соответствующие выдержки из устава).

Так, в Постановлении от 15 октября 1997 года № 49-у/1997 указывается, что «Сведений о принадлежности начальника юридического отдела открытого акционерного общества» Силур «Новикова М.П. и заместителя юридического отдела этого же общества Саркисяна А.А. к полномочному органу юридического лица или полномочий на представительство по закону или по доверенности в материалах конституционного обращения нет.

Учитывая, что субъект конституционного обращения не подал данных о наличии у него права на конституционное обращение, оснований для открытия производства по этому делу в Конституционном Суде Украины нет «.

3) статьи (отдельные положения) Конституции Украины или законов Украины, толкование которых должно быть дано Конституционным Судом Украины.

Предлагаем обратить внимание на выдержки из постановлений Конституционного Суда об отказе в открытии конституционного производства, наглядно демонстрируют существенные ошибки, допускаемые субъектами права на конституционное обращение при выполнении требований настоящего пункта:

«… Автор ходатайства не указал конкретно, какие именно положения статьи 36 Конституции Украины, статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Украины и статьи 20 Закона Украины» Об объединении граждан «должны быть истолкованы Конституционным Судом Украины. Неопределенность предмета толкования делает невозможным осуществление официальной интерпретации указанных статей Конституции и законов Украины (Постановление от 2 сентября 2009 года № 47-у/2009) «;

«Кроме того, автор ходатайства неправильно определил предмет официального толкования. В Законе словосочетание «валютная выручка в иностранной валюте» употребляется в другой редакции: «выручка резидентов в иностранной валюте». Таким образом, Общество ходатайствует об официальном толковании существующего положения Закона (Постановление от 16 июня 2009 года № 31-у/2009)

«Ходатайство об официальном толковании положений раздела XII-2 ХПК Украины, который содержит восемь статей, не может быть удовлетворено, поскольку согласно пункту 3 части второй статьи 42 Закона Украины» О Конституционном Суде Украины «субъект права на конституционное обращение должен указать конкретные статьи (отдельные положения) Конституции Украины или законов Украины, толкование которых должно быть дано Конституционным Судом Украины «(Постановление от 13 февраля 2003 года № 11-у/2003).

4) обоснование необходимости в официальном толковании положений Конституции Украины или законов Украины.

Обосновывая необходимость в официальном толковании, субъект права на конституционное обращение должен:

а) исходя из требований статьи 94 Закона привести факты неоднозначного применения судами Украины или другими органами государственной власти положений Конституции Украины или законов Украины, об официальном толковании которых идет речь в конституционном обращении;

б) подтвердить такие факты документально;

в) объяснить, какие именно его конституционные права и каким образом нарушены или могут быть нарушены в результате неоднозначного применения положений Конституции и законов, об официальном толковании которых идет речь.

Далее приводим некоторые существенные ошибки, допускаемые при наведении правового обоснования и выписки из постановлений Конституционного суда Украины:

- В конституционном обращении указывается только статьи Конституции или законов Украины, которые требуют официального толкования, не обосновывая его необходимость;

(«В конституционном обращении гражданина Потапова Ф.И. обоснование необходимости в официальном толковании нет, а только перечислены статей Конституции Украины и законов Украины, которые, по мнению автора обращения, требуют официального толкования» (Постановление от 27 декабря 2001 года № 45 — у/2001).

- Нельзя обосновывать необходимость в официальном толковании несогласием с решениями судов общей юрисдикции, других органов государственной власти;

(«Субъект права на конституционное обращение фактически соглашается с решениями судов общей юрисдикции и правомерностью применения (неприменения) ими отдельных положений законодательства при осуществлении судопроизводства. Однако обжалования принятых по делу решений судов общей юрисдикции должно происходить в порядке, установленном процессуальным законодательством Украины. Согласно же статье 14 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» к полномочиям Конституционного Суда Украины не относятся вопросы, отнесенные к компетенции судов общей юрисдикции «(Постановление от 5 июля 2007 года № 35-у/2007).

«Нарушены … вопрос относительно официального толкования указанных положений Конституции Украины и УПК Украины фактически касаются необходимости предоставления рекомендаций относительно процессуального порядка применения судами этих норм в конкретных делах, а также оценки судами законности действий органов дознания и досудебного следствия, которые отнесены к компетенции судов общей юрисдикции и не относится к полномочиям Конституционного Суда Украины (статья 14 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины») «(Постановление от 15 февраля 2007 года № 16-у/2007).

«Ссылка в обращении на конкретные жизненные ситуации не может служить аргументом неоднозначного применения как положений Конституции Украины или законов Украины, так и Решения Конституционного Суда Украины от 13 мая 1997 года, поскольку исследования конкретных обстоятельств дела и применения к ним решений Конституционного Суда Украины относится к компетенции судов общей юрисдикции. Среди полномочий Конституционного Суда Украины толкование собственных решений (статья 150 Конституции Украины, статья 13 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины») не предусмотрено «(Постановление от 10 июля 1998 года № 34-у/1998)

- Субъект права на конституционное обращение, требуя официального толкования правовой нормы, ставит перед Конституционным Судом Украины принципиально другие задачи, выходящие за пределы его полномочий.

(«… Устранения разногласий в законодательстве к полномочиям Конституционного Суда Украины не отнесено, а решения коллизии, т.е. определение нормы, которая должна быть применена к конкретным правоотношениям, может стать предметом конституционного производства только в порядке, определенном в ст. 84 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» (Постановление от 8 мая 1997 года № 11-у/1997).

«Поскольку нарушено субъектом права на конституционное обращение вопрос относительно официального толкования термина» необходимое количество подписных листов «не урегулирован нормой закона, то оно требует законодательного определения. Заполнение данной пробелы путем толкования приведет к созданию нормы, не относится к полномочиям Конституционного Суда Украины и является, предусмотренной пунктом 3 статьи 45 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины», для отказа в открытии конституционного производства «(Определение от 8 июля 1999 № 33-у/1999).

 

 

Внимание !

Если обнаружили ошибки в этой информации или  у вас есть любая полезная (контактная) информация о судьях или о помощниках конкретного судьи просьба сообщить нам, заполнив нашу контактную форму:

[contact-form-7 404 "Not Found"]