Судебная реформа: Обзор проекта Закона «О судоустройстве и статусе судей»

25 декабря, 2014 Правовая проблематика, Правовые новости, Проблемы и обсуждения судебной системы

absurd1Заместитель главы Администрации президента по вопросам судебной реформы, координатор работы совета по вопросам судебной реформы Алексей Филатов представил вариант новой редакции Закона «О судоустройстве и статусе судей», разработанный президентом Петром Порошенко.

Кроме самого проекта, интересными являются Переходные положения к нему, согласно которым предлагается внести изменения в законы «О Высшем совете юстиции», «О Регламенте Верховной Рады Украины», «О доступе к судебным решениям», «О судебном сборе», в процессуальные кодексы и Бюджетный кодекс – всего в 10 нормативных актов.

Требования к судьям будут изменены. Так, в состав Апелляционного суда будут входить судьи не ниже 4-го квалификационного класса, Высшего спецсуда – не ниже 3-го, Верховного Суда – не ниже 1-го. Со вступлением в силу президентского закона все судьи приобретут 5-й квалификационный класс.

ВККС должна будет обеспечить проведение квалификационной аттестации судей с целью принятия решений об установлении соответствующих классов: судей ВСУ и высших спецсудов – в течение 6 месяцев; судей апелляционных судов – в течение 2 лет со дня вступления в силу закона.

Отметим, что основаниями для назначения квалификационной аттестации судьи будут заявление судьи об установлении соответствующего класса, его подтверждении или обновлении, и решение ВККС о назначении квалифаттестации судьи в связи с наложением дисциплинарного взыскания.

Судье может быть установлен один из 5 квалифклассов. Первый – судье с опытом работы в должности судьи не менее 15 лет, успешно сдавшему аттестационный экзамен по критериям, определенным ВККС для первого квалифкласса, второй – судье с опытом работы не менее 10 лет, успешно сдавшему аттестационный экзамен для второго квалифкласса.

Третий и четвертый класс присваиваются судьям с опытом работы 5 и 3 года соответственно. Требования к опыту работы на должности судьи не применяются для лиц, имеющих научную степень и стаж научной или преподавательской деятельности в области права не менее 20 лет, или к судьям КСУ в отставке.

Самые важные аспекты нового законопроекта

Согласно законопроекту, расширяются основания для дисциплинарной ответственности судьи. В частности, в их число попадают: умышленное или вследствие небрежности неуказание в судебном решении мотивов принятия или отклонения доводов сторон по существу спора, препятствование реализации прав других участников судебного процесса; нарушение правил отвода (самоотвода); необоснованное затягивание или непринятие судьей мер по рассмотрению заявления, жалобы или дела в течение срока, установленного законом, промедление с изготовлением мотивированного судебного решения, несвоевременное предоставление судьей копии судебного решения для его внесения в Единый госреестр судебных решений; непредоставление информации или предоставление заведомо недостоверной информации по законному требованию члена ВККС и/или ВСЮ и мн. др. – всего 13 пунктов вместо нынешних 6.

Граждане осуществляют право на обращение с жалобой (заявлением) о поведении судьи лично или через адвоката, юридические лица – через адвоката. Адвокат обязан рассмотреть обращение к нему лица, которому известны соответствующие факты, и в случае, если такие факты свидетельствуют о наличии признаков дисциплинарного проступка в действиях судьи, обращается с соответствующей жалобой (заявлением) о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности с обязательным предоставлением доказательств.

За подачу заведомо необоснованной жалобы о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности адвокат может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Отметим, что из закона исключается положение о том, что в случае участия в рассмотрении судебного дела прокурора органы прокуратуры могут обратиться в ВККС с жалобой относительно ненадлежащего поведения судьи.

Продлевается срок, в течение которого к судье может применяться дисциплинарное взыскание – не позднее 3 лет со дня совершения проступка, не считая времени временной нетрудоспособности или пребывания судьи в отпуске.

Вывод о направлении рекомендации в ВСЮ для решения вопроса о внесении представления об увольнении судьи за нарушения присяги может быть принят в случае, если судья совершил действия, порочащие звание судьи или подрывающие авторитет правосудия, либо дисциплинарное правонарушение, имея непогашенное дисциплинарное взыскание (кроме предупреждения и выговора); если установлено несоответствие задекларированных расходов и имущества судьи и членов его семьи их доходам

Установлен и порядок погашения дисциплинарного взыскания, однако такое погашение не ведет к возврату квалификационного класса, которого был лишен судья.

Отметим, что дисциплинарные производства в отношении судей, начатые до вступления в силу нового закона, будут осуществляться в соответствии с Законом «О судоустройстве и статусе судей» в редакции, действовавшей на момент открытия соответствующего дисциплинарного производства.

Если сейчас в ст. 48 Закона о судоустройстве выписано, что судья имеет право обратиться с сообщением об угрозе его независимости в Совет судей Украины, то в новой редакции устанавливается, что он обязан обратиться с сообщением о вмешательстве в его деятельность по осуществлению правосудия в органы судейского самоуправления и правоохранительные органы в течение 5 дней после того, как ему стало известно о таком вмешательстве. В ином случае он может быть даже привлечен к дисциплинарной ответственности.

Обновлен текст присяги судьи. Так, в нем теперь будет указано, что судья присягает украинскому народу объективно, беспристрастно, непредвзято, независимо и справедливо осуществлять правосудие от имени Украины.

Несмотря на многочисленные заявления о том, что с судей снимут неприкосновенность, такая гарантия в новом законе сохраняется. Более того, в соответствующие положения вносятся дополнения.

Так, указано, что задержание судьи или избрание в отношении него меры пресечения в виде содержания под стражей или домашнего ареста до принятия обвинительного приговора судом не может быть осуществлено без согласия Верховной Рады.

Отстранение судьи от должности в связи с привлечением к уголовной ответственности осуществляется ВККС на срок не более 2 месяцев. Продление срока отстранения судьи от должности осуществляется в том же порядке на срок не более месяца.

Новые виды дисциплинарных взысканий для судей:

1) предупреждение;

2) выговор с лишением права на получение доплат к должностному окладу в течение 1 месяца;

3) строгий выговор с лишением права на получение доплат к должностному окладу в течение 3 месяцев;

4) временное (на 1-3 месяца) отстранение от правосудия с лишением права на получение доплат к должностному окладу и обязательным прохождением аттестации для подтверждения квалифкласса;

5) перевод в другой суд того же уровня этой же специализации;

6) понижение в квалификационном классе (без одновременного перевода в суд более низкого уровня или с переводом);

7) заключение о направлении рекомендации в ВСЮ для решения вопроса о внесении представления об увольнении с должности за нарушение присяги.

Высшая квалификационная комиссия судей будет расширена до 14 человек. В связи с этим в Переходных положениях законопроекта предлагается установить, что члены, назначенные съездом судей, а также по квоте Минюста, ГСА и уполномоченного ВР по правам человека до вступления в силу нового закона, осуществляют свои полномочия в течение 4 лет со дня вступления его в силу. Съезд судей назначает дополнительно 2 членов ВККС. Съезд ученых назначает членов Комиссии в порядке, предусмотренном новым законом, после истечения полномочий членов ВККС, назначенных до вступления его в силу. Съезд адвокатов назначает 1 члена Комиссии в порядке, предусмотренном новым законом, а после окончания полномочий членов ВККС, назначенных до вступления в силу новой редакции Министром юстиции, уполномоченным, председателем ГСА – дополнительно 3-х членов Комиссии. И исходя из этой раскладки, очевидно, что каких либо существенных изменений не будет, так в идеале считается, что  представители судей и адвокатов должны быть  представлены в  в равных пропорциях, а представители учебных заведений, должны выступать как арбитры между ними.  Хотя, во многих цивилизованных странах, количество представителей адвокатуры имеет более преимущественное представительство в подобных органах, тем самым такое  государство как бы подчеркивает важность защиты именно прав граждан, при осуществлении судьями правосудия, так как именно адвокаты и представляют интересы граждан в судах. Поэтому они будут более критичны к нарушениям судей  при осуществлении правосудия.

На первом заседании ВККС после вступления в силу данного закона при наличии кворума в 8 членов текущий состав Комиссии должен будет утвердить персональный состав квалификационной и дисциплинарной палат в количестве не менее 4 членов каждая.

Авторы проекта предлагают установить, что ВККС выполняет функции: по вопросам назначения судей на должности и аттестации судей – в составе квалификационной палаты; по вопросам дисциплинарной ответственности судей – в составе дисциплинарной палаты; по вопросам организации деятельности Комиссии и другие вопросы, касающиеся деятельности обеих ее палат – в общем составе обеих палат. Решение палаты ВККС, принятое в рамках осуществления ею своих полномочий, будет считаться решением Комиссии.

В состав каждой из палат Комиссии избираются: 4 судьи/судьи в отставке – съездом судей; 1 человек – съездом представителей юрвузов; 2 человека – съездом адвокатов. Палаты полномочны при наличии в каждой не менее 4 членов ВККС. Что касается самой ВККС, то для полномочности ей по-прежнему будет достаточно 8 членов. Срок полномочий члена ВККС уменьшится с 6 до 4 лет, одно и то же лицо не сможет осуществлять полномочия 2 срока подряд.

Предлагается также, чтобы время и место проведения съезда представителей юридических вузов и научных учреждений определялось ВККС, а в случае невозможности принятия решения Комиссией – Минобразования. Сообщение о времени и месте проведения съезда должно публиковаться не позднее, чем за 45 дней до его проведения, в газете «Голос Украины», на веб-сайте Комиссии или Минобразования, если им определены время и место, а также безотлагательно направляться учебным заведениям и научным учреждениям, которые делегируют своих представителей на съезд.

Решение о прекращении полномочий члена ВККС принимает сама Комиссия или орган, который избрал соответствующего члена.

В ближайшее время законопроект, по словам его авторов, будет вынесен на рассмотрение парламента.

Краткие выводы по законопроекту

Новый законопроект, конечно лучше существующего закона.  Также следует отметить, что в какой то мере этот законопроект может дать дополнительные возможности для адвокатов, при защите или представлении  ими интересов клиентов.  Но практически этот законопроект вряд ли существенно изменит ситуацию с осуществлением правосудия в Украине. Так как ВККС, как контролирующий орган, согласно положений этого законопроект,  будет скомплектован таким образом, что корпоративная солидарность судей в таком ВККС, заведомо будет доминирующим фактором,  а по сему  этот законопроект следует воспринимать не более как ИБД (имитация бурной деятельности), конкретной и реальной ответственности судей в нем так и не предусмотрено. Кроме того, могу предсказать, что даже этот вариант, скорее всего будет активно корректироваться судейским лобби в парламенте. И в итоге, при принятии закона в целом,  следует ожидать  реального ухудшения даже этого варианта законопроекта.

Лев Ходаковский

Метки: , , , ,

Комментарии (1)

 

  1. Andrei Alekc:

    Я думаю,что автор законопроекта недостаточно четко изложил все пункты по которым будут нести ответственность судьи при нарушениях закона. Ведь всем давно известно, что существует круговая порука между судьями. Нельзя так думать, что те люди, находящиеся в одной «нише» вдруг набросятся друг на друга и начнут искать какой-то компромат и грызть друг друга. В таком случае должен быть определен четкий регламент тех нарушений, согласно которого судьи должны нести определенную ответственность. Конечно же для себя судьи найдут какие-то недоработки и «прорехи» в этом законе, чем при случае всегда будут пытаться воспользоваться. Нельзя забывать и такой немаловажный фактор, как то, что судьи — это профессионалы в юридических вопросах любого уровня. Тем более, что изменить устоявшийся уклад и принцип принятия разного рода судебных решений — очень даже далеко не просто. Здесь принятие одного закона — это очень и очень мало. Чтобы действительно что-то изменить, в том числе чтобы судьи соблюдали нормы Кодексов, и особенно УПК, а также требования Конституции Украины — для этого нужны более радикальные меры. Ведь как на самом деле получается — вроде и все Законодательство Украины на должном уровне и строится на принципах соблюдения решений ЕСПЧ и т.д., а на самом деле получается как в той поговорке: «ЗАКОН ЧТО ДЫШЛО, КУДА ПОВЕРНЕШЬ — ТУДА И ВЫШЛО».

Добавить комментарий